Завершение цикла лекций "Введение в специальность" у первого курса

20 ноября у первокурсников базовой кафедры информационно-навигационных систем (ИНС) прошло зачетное занятие с демонстрацией презентаций.

Учебный год для этой группы вчерашних школьников начался с прояснения смысла профессии и осознания намеченного пути. Не секрет, что большинство студентов, отправляясь в плавание по морям знаний, были окутаны туманом неведения. Развеять этот туман им помог цикл лекций «Введение в специальность».

Как рассказал заместитель заведующего кафедрой ИНС, д.т.н., профессор О.А.Степанов, на протяжении двух с половиной месяцев преподаватели кафедры посвящали первокурсников в то, что их ожидает в процессе обучения. Им были даны начальные понятия из области гироскопии, навигации и управления движением.

В первые же дни обучения ребята получили информацию о ЦНИИ «Электроприбор». Заведующий кафедрой ИНС академик РАН В.Г.Пешехонов прочел лекцию «Об основных направлениях деятельности ЦНИИ «Электроприбор». Знакомство с организацией было продолжено и в лекциях других преподавателей. Состоялась экскурсия в музей предприятия.

По окончании курса «Введения» студентам было дано домашнее задание разбиться на команды и подготовить презентации по данной теме. Помимо представления усвоенного материала ребята должны были отразить свои впечатления о кафедре и самом курсе.

Группа из 20 студентов сформировала на основе личных интересов 4 команды. Был и одиночный игрок, отстаивавший собственное представление, – Станислав Горбунов. Забегая вперед, замечу, что своим выступлением он произвел впечатление неординарного человека, несколько рассеянного в быту, но занятого осмыслением серьезных задач. Возможно, однажды он еще скажет новое слово в науке или подарит миру необычное изобретение. Впрочем, хороший потенциал показал каждый из выступивших на итоговом семинаре.

Первая команда (четыре старательные студентки и художественно одаренный молодой человек) сделала акцент на теории управления и гироскопах. Этой группе особенно понравилась лекция к.т.н. Я.В.Беляева «Методы компьютерного моделирования при проектировании информационно-навигационных систем», а также детали, распечатанные на 3D-принтере.

Во второй команде выступили дуэтом вдумчивые парни с артистическими наклонностями. Их в большей степени заинтересовали задачи навигации и спутниковые системы.

Третья команда состояла из молодых людей, продемонстрировавших в начале презентации прекрасное знание этикета. Эти студенты порадовали тем, что имеют четкую цель обучения. Без ложной скромности они заявили о своем желании внести вклад в развитие науки и отметили достижения ЦНИИ «Электроприбор».

Интригу в соревнование внесла четвертая команда. Три девушки и юноша подготовили видеоролик: в основном корпусе ИТМО они спрашивали у студентов других факультетов, что такое гироскоп, где применяются навигационные системы и т. д. Ответы сверстников позабавили наших умников и умниц, с гордостью осознавших свое интеллектуальное превосходство в этих вопросах.

По результатам соревнования жюри приняло решение не выделять какую-то одну команду, поскольку каждая презентация имела свои удачные находки и недочеты. Призовой фонд в размере 5 тыс. руб. был отдан для поощрения всей группы.

На вопрос, как ребята распорядятся этими деньгами, староста группы Валентина Литвиненко, приехавшая учиться в Петербург из Свердловской области, ответила:

– Мы проведем собрание и решим. Скорее всего, потратим на активный досуг – сходим все вместе в кино или кафе. Как вариант, оставим на подарки именинникам. У нас очень дружная группа, которая сформировалась в единое целое с первых дней знакомства. Мы как-то сразу сплотились и даже на лекции ходим все вместе.

Итоговое занятие показало главное – эти студенты хотят учиться, им нравится то, что они уже узнали о своей специальности. Любопытно отметить, что при выборе направления обучения эта специальность была у большинства во втором и даже в третьем приоритете. Сейчас же многие из них не помнят, какой приоритет был первым, но важно, что никто не пожалел о сделанном выборе. Пусть они пока внешне напоминают школьников, пусть не умеют пользоваться лазерной указкой, а аудиторию заполняют начиная с задних рядов, стесняясь сесть поближе, пусть еще путают понятия «доцент» и «профессор»… Все эти шероховатости совсем скоро отшлифуются в процессе погружения в электроприборовскую среду. Общение с преподавателями кафедры, у каждого из которых можно многое почерпнуть для профессионального и личностного роста, даст этим ребятам и образование, и воспитание.

Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский написал: «Потеря курса есть категория психологии не меньше, чем навигации». Эти молодые люди, только вступающие во взрослую жизнь, выбрали правильный курс. Остается пожелать им не сбиться с него в пути.

Т.Щигельская