joomla

Пешехонов Владимир Григорьевич

Дата рождения: 14 июня 1934 г.
 
Должность: генеральный директор ГНЦ РФ АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор",
заведующий базовой кафедрой «Информационно-навигационные системы» Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
 
Ученое звание: профессор, академик РАН
 
Ученая степень: доктор технических наук
 
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 
Тел.: (812) 232-59-15
 
Факс: (812) 232-33-76
 
 
 
Членство в научных организациях и сообществах
Академик РАН (2000) по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления. Главный редактор рецензируемого научного журнала «Гироскопия и навигация» и англоязычной версии этого журнала Gyroscopy and Navigation; член редколлегии рецензируемых научных журналов: «Автоматика и телемеханика» (РАН), «Судостроение», «Морская радиоэлектроника», «Навигация и гидрография», «Авиакосмическое приборостроение», «Мехатроника, автоматизация, управление», «Фундаментальная и прикладная гидрофизика», «Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем». Президент международной общественной организации «Академия навигации и управления движением», объединяющей более 400 ведущих ученых из Болгарии, Германии, Индии, Китая, Республики Беларусь, России, США, Турции, Украины, Франции, Южной Кореи. Председатель секции Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ; председатель научно-координационного и экспертного совета по федеральной целевой программе «Развитие гражданского судостроения и морской техники»; председатель совета по присуждению стипендий работникам оборонной промышленности; заместитель председателя научно-технического совета при правительстве Санкт-Петербурга; член научно-технического совета Фонда перспективных исследований; член бюро отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН; руководитель Санкт-Петербургской территориальной группы Российского национального комитета по автоматическому управлению и ряда других советов и секций. Председатель программных комитетов трех конференций, проводимых ЦНИИ «Электроприбор», член ряда программных комитетов конференций, проводимых другими организациями.
 
Почетные звания и награды
Лауреат Ленинской премии, Государственной премии РФ в области науки и техники, премии Правительства РФ в области науки и техники; ордена: «За заслуги перед отечеством» III и IV степеней, «За честь и доблесть» («Российский национальный Олимп»); медали: «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», «100 лет подводным силам России», "За заслуги в обеспечении национальной безопасности" (Совет безопасности РФ); звание «Почетный судостроитель»; лауреат «Золотой Книги Санкт-Петербурга», Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", почетный знак "За заслуги перед Санкт-Петербургом". Имя PESHEKHONOV присвоено малой планете (№ 11444). 
 
Участие в научных проектах

Главный конструктор морских навигационных комплексов, открывших новые возможности автономной навигации по всей акватории Мирового океана, включая район Северного географического полюса, и составляющих основу навигационного вооружения кораблей всех классов. Им созданы три поколения навигационных комплексов крупных подводных и надводных кораблей.

Участвовал в испытаниях атомных подводных лодок четырех проектов и головного атомного крейсера. В ходе испытаний нового навигационного комплекса участвовал в качестве технического руководителя в первом зимнем походе отечественной атомной подводной лодки к Северному географическому полюсу в марте 1980 г.

Владимиром Григорьевичем решены проблемы пеленгования с подвижного основания слабых источников космического радиоизлучения на фоне шумов окружающего фона, построения морских навигационных комплексов на основе высокоточных и прецизионных инерциальных навигационных систем, использования гравиметров для решения задач навигации.

Неоднократный руководитель грантов российских государственных научных фондов (РФФИ) по проведению в Санкт-Петербурге специализированных конференций международного уровня; руководитель большого количества научно-исследовательских работ (НИР) и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) по разработке и внедрению систем интеграции и навигации.
 
Область научных интересов
Интегрированные навигационные комплексы, системы инерциальной навигации, ориентации и стабилизации, гироскопические чувствительные элементы, оптико-электронные и гидроакустические системы освещения обстановки. 
 
Публикации
Автор более 300 опубликованных научных работ по методам морской навигации, инерциальным навигационным системам, радиоастронавигации, гироскопии, гравиметрии, морским навигационным комплексам>.
 
Основные научные труды

Литманович Ю.А., Вершовский А.К., Пешехонов В.Г. Гироскоп на основе явления ядерного магнитного резонанса: прошлое, настоящее, будущее. В сборнике: Материалы пленарного заседания 7-й Российской мультиконференции по проблемам управления ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор». Санкт-Петербург, 2014. С. 35-42.

В докладе рассматривается гироскоп, основанный на явлении ядерного магнитного резонанса (ЯМГ). Описываются физические основы и принцип действия ЯМГ и приводятся варианты его реализации. Кратко излагаются основные особенности построения наиболее продвинувшейся в реализации схемы ЯМГ, а также другие варианты построения гироскопа, использующие некоторые относительно недавно открытые эффекты. Приведены результаты предварительного анализа потенциальной чувствительности ЯМГ и, исходя из требований к гироскопу, сформулированы требования к основным его подсистемам. Проведено сопоставление ЯМГ с гироскопами других типов, позволяющее сделать прогноз перспектив практической реализации ЯМГ.

Пешехонов В.Г., Биндер Я.И., Полиенко В.Н., Падерина Т.В., Розенцвейн В.Г., Гутников А.Л., Григорьев В.М., Молчанов А.А. Новые технические решения для сопровождения бурения и контроля скважин на арктическом шельфе. Российская альтернатива. Нефть. Газ. Новации. 2013. № 9 (176). С. 26-31.

Эффективность освоения месторождений арктического шельфа в значительной мере зависит от совершенства применяемых при бурении техники и технологий. Статья представляет результаты исследований и разработок, полученные в ходе выполнения консорциумом предприятий морского и геофизического приборостроения комплексной ОКР, посвященной решению задачи обеспечения проводки скважин произвольного профиля на высокоширотном шельфе, а также их апостериорному контролю. Акценты в работе сделаны на оригинальные технические решения - схемно-конструктивные, алгоритмические, методические и т.п., которые посвящены основным проблемам, сопровождающим применение забойных телеметрических систем, использующихся при морском, в том числе высокоширотном, бурении.

Пешехонов В.Г. От магнитного компаса к гироскопическому. Судостроение. 2013. № 4. С. 19-21.  

Пешехонов В.Г. Лидеры отечественной гироскопии. Гироскопия и навигация. 2013. № 3 (82). С. 139-154. 

К настоящему времени в основном завершено создание теории и технологии механических гироскопических и инерциальных систем. В нашей стране ключевую роль в решении этой проблемы сыграли выдающиеся ученые и инженеры и коллективы, которыми они руководили. Статья посвящена анализу вклада лидеров отечественной гироскопии в ее развитие.

Пешехонов В.Г., Евстифеев М.И., Некрасов Я.А., Моисеев Н.В., Павлова С.В. Отечественный микромеханический гироскоп RR-типа. Современное состояние и перспективы. Информационное противодействие угрозам терроризма. 2012. № 19. С. 108-114.

Приведены описание разработанного в ЦНИИ "Электроприбор" компенсационного ММГ RR-типа, его характеристики, результаты испытаний ММГ при ударных и вибрационных воздействиях. Испытания партии из 150 гироскопов показали, что плотность шума гироскопа не превышает 0,01º/с/Гц, диапазон измеряемых угловых скоростей может быть расширен до ±450º/с, нестабильность нуля меньше 10º/ч. Рассмотрены пути улучшения точности и вибростойкости этого ММГ и стадии освоения его производства в России.

Пешехонов В.Г., Брага Ю.А., Машошин А.И. Сетецентрический подход к решению проблемы освещения подводной обстановки в Арктике. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 128. № 3. С. 219-227.

Создание системы освещения обстановки в Арктике имеет исключительную важность для страны, что зафиксировано в документах на высшем государственном уровне. Учитывая, что территория РФ особенно уязвима из-подо льдов Арктики с использованием ядерного и высокоточного ракетного оружия, большую роль в системе освещения обстановки в Арктике должна играть система освещения подводной обстановки (СОПО). В работе излагается сетецентрический подход к построению СОПО, состоящий в объединении в региональную интегрированную сетевую систему подводного наблюдения с вертикальными и, что принципиально, горизонтальными связями источников информации, узлов принятия решений и исполнительных органов. Перечисляются проблемные вопросы создания СОПО. Описываются элементы и организация функционирования СОПО. Обосновывается целесообразность создания корабля освещения подводной обстановки, который позволит обеспечить эффективное оперативное освещение подводной, надводной и воздушной обстановки в районах площадью до 20 тыс. кв. км и более; обеспечить поэтапное создание сетецентрической СОПО и отработать элементы сетецентрической СОПО.

Мешковский И.К., Стригалев В.Е., Дейнека Г.Б., Пешехонов В.Г., Волынский Д.В., Унтилов А.А. Трехосный волоконно-оптический гироскоп. Результаты разработки и предварительных испытаний. Гироскопия и навигация. 2011. № 3. С. 67-74. 

Представлены результаты разработки и испытаний волоконно-оптического гироскопа класса точности 0,01 град/ч, разработанного в «ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики. Рассмотрены вопросы точности гироскопа, стабильности выходной характеристики, компенсации дрейфа, борьбы с зоной нечувствительности и влиянием магнитного поля.

Пешехонов В.Г. Современное состояние и перспективы развития гироскопических систем. Гироскопия и навигация. 2011. № 1. С. 3-16. 

Рассмотрены итоги российских работ в области гироскопических средств навигации и ориентации за последние пятнадцать лет. Анализируется уровень современных разработок и прогнозируется развитие инерциальных технологий на обозримую перспективу.

Krasnov, A.A., Nesenyuk, L.P., Peshekhonov, V.G., Sokolov, A.V., Elinson, L.S. Integrated Marine Gravimetric System. Development and Operation Results. Gyroscopy and Navigation (2011), 2 (2), pp. 75-81.

The paper discusses a mobile gravimeter Chekan-AM, which is the further development of sea gravimetric systems created by the CSRI Elektropribor in the course of thirty years. The basic designs of the gravity sensor and gyro stabilization system are considered. The results of long-term operation of gravimeters used by Russian and foreign companies for marine geophysical surveys conducted in different areas of the Arctic, Atlantic, Indian and Pacific Oceans are presented. The comparison of the results obtained with the results of seismic survey has shown that gravimetric data offer considerable promise for oil and gas searching on the shelf.

Пешехонов В.Г., Некрасов Я.А., Пфлюгер П., Кергерис Ц., Хаддара Х., Эльсайед A. Результаты испытаний установочной партии микромеханических гироскопов RR-типа. Гироскопия и навигация. 2011. № 1. С. 37-48. 

Представлены результаты разработки компенсационного микромеханического гироскопа RR-типа, состоящего из бескорпусного чувствительного элемента и специализированной интегральной микросхемы. Испытания партии из 50 гироскопов показали, что плотность шума гироскопа при диапазоне измерения 100 о/с не превышает 0,01 °/с/vГц, а для диапазона 400/с не выше 0,015 о/с/^Гц. Некоторые гироскопы имели плотность шума ниже 0,003°/с/vГц при нестабильности нуля 1-2 о/ч.

Мешковский И.К., Стригалев В.Е., Пешехонов В.Г., Несенюк Л.П. Трехосный волоконно-оптический гироскоп для морских навигационных систем. Гироскопия и навигация. 2009. № 3. С. 3-9. 

Представлены новый трехосный волоконно-оптический гироскоп навигационного класса точности и инерциальный измерительный модуль на его основе. Результаты первых испытаний даны в сравнении с результатами испытаний отечественных аналогов и инерциального модуля IMU-120 фирмы IXSEA, проведенных в ЦНИИ «Электроприбор».

Пешехонов В.Г., Несенюк Л.П., Грязин Д.Г. Микромеханические инерциальные преобразователи. Современное состояние и применение в военной технике. Мехатроника, автоматизация, управление. 2009. № 3. С. 28-32.   

Рассматриваются вопросы применения в военной технике микромеханических инерциальных датчиков - гироскопов и акселерометров, а также модулей на их основе. Предложен обзор состояния разработок в мире и в России, выполнен анализ областей применения указанных датчиков. Приведены результаты работ ЦНИИ "Электроприбор" по созданию микромеханического гироскопа и инерциального измерительного модуля на его основе.

Урличич Ю.М., Финкельштейн А.М., Ревнивых С.Г., Тестоедов Н.А., Данилюк А.Ю., Донченко С.И., Долгов Е.И., Макаренко Н.Л., Пешехонов В.Г., Красовский П.А., Белов С.А., Бутенко В.В. Архитектура перспективной системы координатно-временного и навигационного обеспечения России. Труды Института прикладной астрономии РАН. 2009. № 20. С. 20-32.

В статье рассмотрена архитектура Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения России. Дано краткое описание следующих основных сегментов этой системы: формирования искусственных навигационных полей, решения фундаментальных задач, контрольно-регламентирующего и потребительского, информационного взаимодействия. Рассмотрены основные научно-технические, инженерные и организационные задачи, которые необходимо решить в период 2012-2020 гг.

Пешехонов В.Г. Современная инерциальная навигация. Труды Института прикладной астрономии РАН. 2009. № 20. С. 65-73.

Проанализированы основные тенденции развития инерциальных систем: вытеснение карданных инерциальных навигационных систем бесплатформенными системами и широкое использование волновых гироскопов - лазерных и волоконно-оптических. Показано, что интегрированные спутнико-инерциальные системы реализуют достоинства и парируют недостатки входящих в них компонентов. Наилучшим образом это свойство интегрированных систем реализуется при использовании инерциальных модулей на микромеханических гироскопах. Приведен пример определения координат автомобиля, движущегося по городским улицам, демонстрирующий преимущества интегрированной системы. Дополнительно приведены примеры использования сверхпрецизионных гироскопов для решения задач теоретической физики, геодезии и сейсмологии.

Peshekhonov V.G., Nesenyuk L.P., Gryazin D.G., Nekrasov Ya.A., Yevstifeyev  M.I., Blazhnov B.A., Aksenenko V.D. Inertial Measurement Units on Micromechanical Sensors. IEEE A&E Systems Magazin. 2008, Vol. 23, Is. 10, pp. 26-31.

Peshekhonov V.G., Jekeli C., Vitushkin L.F. International symposium «terrestrial gravimetry: Static and mobile measurements». Measurement Techniques. 2008, Vol. 51, Is. 3, pp. 336-338.